Последовательность
обнаружения и определения повреждений в
кабельных линиях
Определение
мест повреждения кабельных линий обычно
проводится в определенной последовательности.
Необходимая
приборная обеспеченность зависит от вида
обслуживаемых линий: силовые или связные,
контроля и управления, а также от вида кабельной
трассы: подземные, в коробах, в шахтах, в метро и
т.д.
Например, для
обслуживания силовых кабельных линий
обязательным является наличие высоковольтных
генераторов, прожигающих устройств, локационных
и волновых дистанционных искателей повреждений,
индукционных и акустических топографических
искателей повреждений.
Для кабелей
связи, управления и контроля использование
методов пробоя и прожига, как правило, не
допускается, поэтому применяют локационные и
мостовые дистанционные искатели повреждений и
индукционные трассовые искатели повреждений.
Характер повреждений в
кабельных линиях
Все
повреждения по характеру делятся на устойчивые и
неустойчивые, простые и сложные.
К устойчивым
повреждениям относятся короткие замыкания (КЗ),
низкоомные утечки и обрывы. Характерной
особенностью устойчивых повреждений является
неизменность сопротивления в месте повреждения
с течением времени и под воздействием различных
дестабилизирующих факторов.
К
неустойчивым повреждениям относятся утечки и
продольные сопротивления с большими величинами
сопротивлений, "заплывающие пробои" в
силовых кабельных линиях, увлажнения места
нарушения изоляции и другие. Неустойчивые
повреждения могут самоустраняться, оставаться
неустойчивыми или переходить при определенных
условиях в устойчивые. Сопротивление в месте
неустойчивого повреждения может изменяться как
с течением времени, так и под воздействием
различных дестабилизирующих факторов
(напряжения, тока, температуры и др.)
Устойчивость
повреждения может быть определена посредством
измерения сопротивления изоляции и прозвонки
поврежденного кабеля при отсутствии или наличии
дестабилизирующих факторов. Это первая операция
является обязательной для определения места
повреждения как силовой кабельной линии, так и
кабельной линии связи, контроля и управления.
Дистанционные
и трассовые методы определения повреждений в
кабельных линиях
Важная роль из
всех операций принадлежит операции
"Обнаружение зоны нахождения места
повреждения" дистанционными
методами.
Успешное
решение операции дистанционного определения
расстояния до зоны нахождения места повреждения
измерением с одного конца кабеля позволяет
значительно сократить трудоемкость и время
точного определения места повреждения, так как
зона обследования кабельной линии трассовыми
методами существенно сужается. Это наиболее
актуально для протяженных кабельных линий.
Наибольшей
эффективности по обнаружению зоны повреждения
можно добиться использованием современных
отечественных приборов и систем, разработанных
фирмой СТЭЛЛ и использующих метод импульсной
рефлектометрии: "Портативный цифровой рефлектометр
РЕЙС-105М", "Рефлектометр цифровой РЕЙС-205",
"Рефлектометр РЕЙС-305" и
мостовой метод "Мост кабельный портативный
ПКМ-105".
Важная роль
принадлежит трассовым методам, в частности индукционному
методу.
Наибольшей
эффективности обнаружения мест повреждения
кабельных линий можно добиться совместным
использованием приборов дистанционного
определения мест повреждения и приборов
трассового поиска мест повреждения. При этого
сначала прибором дистанционного типа определяют
зону нахождения места повреждения, а затем
трассовым прибором в зоне нахождения места
повреждения определяют трассу залегания
кабельной линии и определяют точное
местонахождение повреждения.
При этом
возникает вопрос о возможности обнаружения и
точного определения места повреждения только
прибором дистанционного типа или только
прибором трассового типа, например в случае
отсутствия или выхода из строя одного из
приборов.
Удобства
применения приборов дистанционного типа, в
частности основанных на методе импульсной
рефлектометрии, обусловлены прежде всего
возможностью проведения измерений с одного
конца кабельной линии и достаточно точным
определением расстояния до места повреждения,
имея в виду расстояние, проходимое электрическим
импульсом по линии.
Точно указать
место повреждения на трассе по результатам
замеров локационным прибором возможно при
укладке кабеля в коробах или в метро - при наличии
точной разметки трассы и по дополнительным
признакам (наличию видимого обрыва, пережатию,
нарушению защитного покрова или брони, следам от
пробоя или выгорания участка кабеля, увлажнению
и т.п.).
Приборы
трассового поиска позволяют определить трассу,
глубину залегания и точное местонахождение
повреждения кабельной линии.
Основной
недостаток трассовых методов заключается в том,
что при неизвестной зоне нахождения места
повреждения для точного его определения
трассовым методом потребуется пройти с
трассоискателем вдоль всей трассы. Это приводит
к большим затратам, особенно для протяженных
кабельных линий или для случаев прокладки кабеля
в труднодоступных местах. |